Нарушения речи – частое явление у детей, причина волнений и сомнений у родителей. Очевидно, что нужна специализированная помощь, но чья? Для большинства людей остается загадкой, в чем разница между логопедом и дефектологом, и к кому из них записываться на консультацию в том или ином случае.
Дефектолог или логопед?
Оба специалиста не являются врачами: это деятельность на стыке педагогики, психологии и медицины. Они обладают умением установить контакт с ребенком, вникнуть в суть его проблем и помочь решить их. А вот характер проблем и методы их устранения отличаются, и в этом состоит разница между дефектологом и логопедом.
Компетенция дефектолога – помощь людям с особенностями психофизического развития (чаще всего речь идет о детях). Корректирование речевых нарушений – лишь одно из направлений его работы, это значительно более широкая специализация.
Логопед работает со здоровыми детьми, когда есть необходимость исправить звукопроизношение, усовершенствовать дикцию, т. д. Он нужен ребенку, если проблема сводится к индивидуальным особенностям развития речи при отсутствии сопутствующих патологий развития.
Другое существенное отличие дефектолога от логопеда в том, что он может начинать работать со своим подопечным уже в годовалом возрасте, нацеливаясь на преодоление отставания в развитии. Логопед же приступает к занятиям с детьми, достигшими трехлетнего возраста, когда станет понятно, какие именно особенности подлежат корректировке. Он создает условия для успешного освоения в дальнейшем чтения и письма.
Для точного понимания различий между логопедом и дефектологом стоит поподробнее узнать, чем занимается каждый из них.
Дефектолог: кто это и в чем суть работы
Дефектолог взаимодействует с детьми, развитие которых отклоняется от нормы. В числе его «подопечных» оказываются и взрослые. Он трудится в учебных заведениях, медицинских и реабилитационных учреждениях.
[wpmfc_cab_si]Есть мнение, что название специальности «дефектолог» не совсем этично, поскольку недвусмысленно указывает на имеющиеся недостатки. Поэтому его называют еще коррекционным или специальным педагогом.[/wpmfc_cab_si]
Это специалист с высшим педагогическим образованием, полученным на дефектологических факультетах. Программа подготовки дефектолога наряду с педагогическими дисциплинами включает патопсихологию и ряд медицинских разделов.
Помощь дефектолога: когда она необходима
Прежде всего сопровождение дефектолога необходимо детям, у которых диагностированы такие патологии:
- Ранний детский аутизм, выражающийся нарушением социальных взаимодействий, стереотипностью поведения, проблемами при контактировании с окружающими.
- Детский церебральный паралич – группа расстройств двигательного характера, формирующихся по причине повреждения структур мозга в перинатальном периоде.
- Задержка психического развития, возникающая как результат внутриутробных инфекций, патологий беременности, недоношенности, родовых травм, т. д. Нарушения интеллекта здесь носят легкий характер, но затрагивают одновременно речь, память, восприятие, внимание, мышление.
- Умственная отсталость – врожденные или приобретенные особенности, сопровождающиеся нарушением интеллекта, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.
- Речевые расстройства, спровоцированные нарушениями слуха и зрения.
- Любые нарушения психики, если они сопровождаются дефектами речи.
Дефектолог не занимается лечением перечисленных патологий. Он помогает компенсировать и корректировать дефекты развития, которые возникают на их фоне.
Специализации дефектолога
В широком смысле дефектолог – это специалист, в ведении которого находятся проблемы социализации, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии. Исходя из природы таких нарушений специализация дефектологов может быть разной.
- Дефектолог – сурдопедагог. Контингент, с которым он работает – слабослышащие, позднооглохшие, глухие, глухонемые дети. Дефектолог изучает закономерности их развития, разрабатывает специальные обучающие и адаптационные программы. Он использует специфические приемы (развитие остаточного слуха) помогает освоить жестовый и дактильный язык, дает рекомендации по использованию современных технических приспособлений для коррекции и компенсации проблем со слухом.
- Дефектолог – тифлопедагог, работающий с теми, у кого имеются серьезные проблемы со зрением. Речь идет о слепых и слабовидящих людях. Он изучает возможности и условия компенсации и коррекции таких нарушений, разрабатывает специальные программы, методы, приемы. Тифлопедагог владеет информацией о работе со средствами для корректировки зрения.
- Дефектолог – логопед, занимающийся тяжелыми речевыми расстройствами, возникающими на фоне психических и неврологических патологий, сопровождающих слуховые и зрительные неблагополучия, черепно-мозговые травмы, т. д. Он помогает выявить первичные причины дефектов речи и в соответствии с этим подбирает методы коррекции.
- Дефектолог – олигофренопедагог. Он ведает обучением и воспитанием детей (а иногда и взрослых) с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагог помогает развить интеллект, создает условия для успешного освоения школьного курса обучения. Он работает и с детьми, имеющими интеллект в пределах нормы, но страдающими невнимательностью, неусидчивостью, т. д., может осуществлять диагностику на предмет готовности к школе. «В народе» такого специалиста часто называют просто дефектологом, поскольку родителей пугает слово «олигофренопедагог».
На практике такое деление среди дефектологов зачастую оказывается условным, поскольку очень распространены сложные, сочетанные дефекты развития. Да и общая теоретическая база у перечисленных специализаций одна: все специалисты знают, как классифицируются нарушения в развитии, владеют методами их диагностики, методиками работы с «особенными» детьми.
Что делает дефектолог
На первый визит к дефектологу нужно взять с собой медицинскую карту и результаты всех проведенных обследований (если они имеются).
Работа этого специалиста начинается с подробного сбора сведений, включая особенности течения беременности и родов у матери, поведение, привычки ребенка. Чтобы выявить степень выраженности дефекта, проводится комплексная диагностика развития пациента, выявляется, насколько оно соответствует возрастным нормам. Акцентируется внимание на основных психических функциях, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере.
Проведя диагностику, дефектолог подбирает оптимальные методы и приемы, разрабатывает план коррекционного воздействия. Если это необходимо, он рекомендует консультации узкопрофильных врачей (невролога, ортодонта, психиатра, отоларинголога, психотерапевта).
[wpmfc_cab_si]Длительность работы дефектолога в каждом конкретном случае зависит от степени выраженности дефекта и динамики в ходе коррекции.[/wpmfc_cab_si]
Как проводит занятие дефектолог – в этом видеоролике:
Логопед: как и с кем он работает
Из информации, представленной выше, понятно, что логопед – это тот же дефектолог, только узкоспециализированный. Однако логопеды тоже могут иметь разную специализацию.
Логопед-дефектолог
Логопед-дефектолог – это профессионал с педагогическим образованием, прошедший подготовку по направлению «Дефектология». Поле его деятельности – речевые расстройства, формирующиеся у детей с аутизмом, олигофренией, ДЦП, неврозами и т. д.
В программу его обучения входят области знания, дающие возможность выявлять первопричину речевых дефектов и находить подход к юному подопечному.
В ведении логопеда-дефектолога находятся такие неблагополучия:
- Дизартрия (неверное звукопроизношение из-за ограничения подвижности речевых органов).
- Алалия – отсутствие речи при сохранном интеллекте. Может быть частичным или полным. Ее частая причина – повреждения головного мозга.
- Ринолалия (синдром гнусавости). Выражается в изменении тембра голоса и искажении звукопроизношения из-за нарушения резонаторной функции носовой или носоглоточной области.
- Неправильный темп речи: тахилалия (очень быстрый темп), брадилалия (замедленная речь).
- Афония (дисфония) – утрата звучности голоса, возможность говорить только шепотом.
- Заикание — вынужденное повторение звуков, слогов или слов. Может проявляться частыми остановками, нарушающими нормальный ритм речи.
- Речевые дефекты, возникающие на фоне проблем со слухом.
- Последствия операций на органах слуха, речевого аппарата.
- Проблемы, возникающие в процессе овладения чтением и письмом (дислексия, дисграфия, дисорфография).
[wpmfc_cab_si]Работа логопеда-дефектолога нацелена не только на обучение верному произношению звуков. Он стремится (насколько это возможно) «подтянуть» уровень развития подопечного, помогая адаптироваться в окружающей действительности, совершенствуя его мышление, память, внимание.[/wpmfc_cab_si]
«Обычный» логопед
В детских садах, школах, разнопрофильных развивающих центрах трудятся учителя-логопеды. Их часто называют «обычными логопедами». Их задача – помощь здоровым детям без серьезных отклонений в развитии. Обычно это выпускники факультетов педагогики или филологических факультетов.
Логопед не только «ставит» звуки, а помогает обогатить словарный запас, работает над интонацией, учит грамотному построению предложений, логичной, связной, красивой речи. Школьникам он бывает полезен в постановке правильной письменной речи.
Резюмируя, можно сказать, что логопед-дефектолог – это специалист с более широким полем деятельности по сравнению с обычным логопедом. Являясь узкоспециализированным дефектологом, он ведает корректировкой речевых нарушений, возникающих на фоне отклонений в развитии. А «просто логопед» исправляет недостатки речи у здоровых детей.
Дефектолог и логопед для взрослого: нужны ли они, и когда к кому обращаться
Помощь этих специалистов может понадобиться не только ребенку, но и взрослому человеку.
- Случается, что необходимо исправить речевые дефекты, закрепившиеся с детства (трудности с произношением определенных звуков, шепелявость, проблемы дикции, темпа речи, т. д.). Это особенно важно для людей, работающих в сферах, где присутствует постоянное общение и требуется красивая, внятная речь. В этих случаях следует обращаться к логопеду – с помощью современных методик опытный специалист исправит такие недостатки за короткий срок.
- Логопед поможет, если речь потеряла четкость после зубопротезирования, а также в избавлении от акцента в речи.
- Если речевые дефекты появились у взрослого после инсульта или черепно-мозговой травмы, необходима помощь дефектолога.
Существует специальность логопед-афазиолог. Он занимается реабилитацией людей, у которых из-за инсульта, патологий головного мозга разной природы полностью исчезла речь. Такое состояние называют афазией.
Чем раньше начать коррекцию речевых нарушений, тем с большей уверенностью можно получить положительный результат. Важно понимать, чем отличается логопед от дефектолога – это позволит обратиться сразу по адресу, не теряя драгоценного времени.