Логопед-психолог – кто это и какие заболевания лечит этот врач

Еще несколько лет назад родители детей, имеющих проблемы с речью, могли обратиться только к логопеду. В специализированных медицинских центрах можно было получить консультацию нескольких врачей – логопеда, психолога, дефектолога, физиотерапевта, невролога, педагога.

И вот относительно недавно возникла новая специализация – логопед-психолог. Этот врач имеет высшее медицинское образование сразу по двум направлениям, и как профессионал, сочетает качества и логопеда, и дефектолога, и психолога. Пациенты этого врача – обычно дети дошкольного и школьного возраста, подростки. Но и взрослые люди с проблемами речи могут получить профессиональную помощь логопеда-психолога.

Логопед-психолог

Заболевания и состояния, которые лечит логопед-психолог

Логопед-психолог проводит коррекцию, лечение речевых и психологических нарушений, которые возникают по таким причинам:

  • Патологии беременности, процесса родов, приведшие к органическим, физиологическим повреждениям у ребенка. К примеру, острая или хроническая гипоксия плода, асфиксия новорожденного, внутричерепная травма.
  • Патологии или задержки внутриутробного развития плода. К примеру, внутриутробное инфицирование.
  • Заболевания беременной женщины, негативно отразившиеся на состоянии здоровья малыша.
  • Неправильный образ жизни беременной (курение, употребление алкоголя) или прием определенных медикаментов в период вынашивания малыша.
  • Травматизация будущей матери – это могут быть падения или удары в область живота.
  • Наследственность, генетический фактор.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Перенесенные в раннем возрасте инфекционно-воспалительные заболевания, лечение сильнодействующими препаратами, хирургические операции под общим наркозом.
  • Следствие сильного стресса, психологической травмы, потрясения, неправильного, агрессивного воспитания или обращения, полученного от родителей.
  • Следствие изменения особенностей окружающей среды ребенка. Переезд на другое место жительства, переход в новое учебное заведение.
  • Детский церебральный паралич, аутизм и подобные заболевания.
  • Дефицит общения, изоляция, отсутствие родственников и близких рядом с ребенком.
  • Нарушения социализации ребенка.

Заикание

Вследствие этих травмирующих факторов у малыша могут возникнуть такие проблемы в речевом и психическом развитии:

  • Общее недоразвитие речи или ее отсутствие.
  • Задержка речевого развития (ЗРР).
  • Заикание.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие.
  • Дислалия – нарушения при произношении звуков в условиях отсутствия проблем со слухом и артикуляционным аппаратом.
  • Дизартрия – проблемы с произношением, возникшие вследствие поражения центральной нервной системы и нарушения состояния артикуляционного аппарата.
  • Дисграфия – отставание ученика в овладении грамотой и грамматикой языка, возникшее по причине нарушения процесса письма. Проблема возникает при несформированности высшей психической деятельности.
  • Дислексия – комплекс проблем обучения, специфическое расстройство чтения.
  • Алалия (моторная, сенсорная, сенсомоторная) – отсутствие речи, ее недоразвитие в соответствии с возрастом при отсутствии проблем со слухом и первично сохранном уровне интеллектуального развития.
  • Афазия – утрата речи (полная, частичная).

Эти заболевания и нарушения могут быть обнаружены родителями самостоятельно. Особенно если ребенок ведет себя не так, как ожидается от малышей соответствующего возраста. К примеру, ребенок не начал вовремя произносить звуки, слога, говорить словами и фразами. Или говорить начал вовремя, но картавит, заикается, произносит фразы медленно, неохотно идет на контакт с окружающими.

Также проблемы с речевым и психологическим развитием могут быть выявлены воспитателями, учителями, педиатрами, социальными работниками. Есть ряд признаков, которые могут говорить о необходимости консультации с логопедом-психологом.

к содержанию ^

Симптомы, при которых следует идти на прием к логопеду-психологу

Рекомендовано проконсультироваться с логопедом-психологом, если у ребенка возникли такие признаки:

  • Речь не развивается (у малышей старше 2-3 лет) или развивается, но медленно, с задержками и нарушениями.
  • Ребенок не говорит, но старается это делать, воспроизводит звуки, словосочетания, не имеющие смысла, пытается подражать речи окружающих.
  • Темп речи ускорен или наоборот замедлен.
  • Ограниченный словарный запас, который практически не пополняется, использование преимущественно коротких предложений.
  • Дефекты голоса (громкости, ритма), произношения букв, звуков, сочетаний. В том числе невнятная речь, заикание, картавость, проглатывание некоторых звуков.
  • Нарушения артикуляции, дикции.
  • Неправильное понимание смысла слов и предложений.

Симптомы для обращения к психологу-логопеду

Любые нарушения речи у ребенка, настораживающие родителей, являются поводом для проведения диагностики. Причем обследование рекомендовано проводить как можно раньше, как только возникли первые симптомы. Ранняя диагностика и начало лечения, коррекции – это залог того, что ребенок начнет эффективно наверстывать упущенное. А также повышение вероятности полного восстановления речи. Раннее выявление поможет избежать возникновения вторичных осложнений – задержки психического и интеллектуального развития, проблем с адаптацией в обществе, социализацией и обучением.

к содержанию ^

Как проходит консультация, как подготовить ребенка

Малыши с нарушениями речи часто имеют проблемы психологического характера, которые делают его замкнутым и пугливым. Поэтому контакт с новым, незнакомым человеком – это всегда стресс. Конечно, логопед-психолог обладает необходимыми навыками для того, чтобы эффективно, но мягко наладить контакт с ребенком. Но со стороны родителей будет нелишним подготовить малыша к встрече с врачом:

  1. Ребенку нужно рассказать, куда и зачем он идет. Пояснить, что это за доктор, что он будет делать, что врач друг, а не враг, он не навредит, а поможет.
  2. Можно поиграть с малышом в доктора-пациента. В игре ребенок может взять на себя роль врача.
  3. Ребенок должен находиться в оптимальном состоянии – здоров физически (насколько это возможно), накормлен, не хотеть спать или гулять. Это нужно учитывать, выбирая время для записи на прием.

Прием-у-логопеда-психолога

На консультации врач представится родителям и ребенку, поговорит с пациентом. А также проведет беседу с взрослыми относительно таких вопросов:

  • Что беспокоит родных малыша, какие симптомы стали причиной обращения к врачу.
  • Когда возникли симптомы, в каких ситуациях, при каких обстоятельствах усиливаются или их выраженность снижается.
  • Как протекала беременность, болела ли мать, какой образ жизни вела. Как проходили роды – в срок или нет, с осложнениями или без них.
  • Болел ли ребенок тяжелыми инфекционно-воспалительными болезнями, сопровождавшимися высокой температурой. Проводилось ли оперативное лечение под общей анестезией, были ли травмы лица, головы.
  • Нет ли у ребенка каких-либо нарушений развития строения челюстно-лицевого аппарата, не обращались ли родители за консультацией к стоматологу-ортодонту.

Также врач изучает медицинскую карту малыша, поэтому если она есть, ее лучше взять с собой не прием. Дополнительно могут быть проведены исследования:

  1. Диагностика развития речи в соответствии с возрастными критериями при помощи профессиональных методов.
  2. Электроэнцефалограмма головного мозга.

Электроэнцефалограмма-головного-мозга

К процессу диагностики могут быть привлечены другие специалисты. К примеру, невролог. Только точное выявление причин отклонений в речи позволит определить правильное направление терапии, коррекции и реабилитации ребенка. Возможно, потребуется комплексное лечение, то есть работать будет не только логопед-психолог, но и другие врачи.

к содержанию ^

Какие методы лечения применяет логопед-психолог

Логопед-психолог проводит лечение в игровой форме. Используются развивающие игры, арт-терапия, гимнастика (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная). А также массаж речевого аппарата. В речевой сфере большое внимание уделяется лексической, грамматической, фонетической, интонационной составляющим. Специалист занимается постановкой звуков. А также проводит работу по развитию:

  • Правильного дыхания.
  • Координации движений, мелкой, крупной моторики.
  • Памяти и внимания.
  • Мышления и восприятия.
  • Обучаемости.
  • Словарного запаса.
  • Связной устной речи.

Если врач установил наличие нарушений психологического типа, осуществляются профессиональные мероприятия по их устранению. Проводится работа со страхами, фобиями ребенка.

Пациенты с малоумием, аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом требуют особого подхода в лечении. Подбираются эффективные, но не сложные для малыша игровые методики.

Дополнительно врач работает с родителями ребенка, особенно в случае, если проблемы с речью возникли из-за допущенных ими ошибок. Специалист поможет взрослым адаптироваться к сложившейся ситуации. Расскажет, чем пациенту способны помочь его близкие. Даст информацию относительно того, как создать гармоничную обстановку и комфортную среду для ускорения развития ребенка. Поэтому занятия проводятся и в индивидуальном порядке (врач-ребенок), и вместе с родителями.

Логопед-психолог подскажет, как правильно выбрать садик или школу. Он установит уровень психологической готовности, укажет на слабые места и потенциальные трудности. А также подготовит дошкольника к предстоящим занятиям.

к содержанию ^

Особенности лечения малышей разных возрастных категорий

Считается, что в помощи логопеда-психолога нуждаются только дети примерно школьного возраста. Но начальные нарушения речи можно обнаружить уже в первый год жизни ребенка. Родители оценивают, насколько хорошо проходит подготовка к словесной речи. Младенец, услышав голос другого человека, ищет его глазами. А к концу первых 12 месяцев жизни реагирует, когда кто-то произносит его имя. Обязательно возникают голосовые реакции.

Логопед-психолог-с-маленькими-детьми

Если близкие отмечают наличие нарушений у младенца, а также, если есть все основания утверждать, что психо-речевые проблемы могут развиться в будущем (генетические нарушения, врожденные пороки, инвалидность), стоит показать ребенка врачу в самом раннем возрасте до 1-2 лет. Обследование у специалиста проводится с целью:

  • Диагностики нарушений, если они есть.
  • Оказания психолого-педагогической помощи малышам с дефектами развития.
  • Оказания помощи малышам, у которых повышен риск возникновения нарушений в развитии речи, содействия в адаптации, социализации в обществе.
  • Информирования родителей об особенностях речевых проблем ребенка. О том, как правильно вести себя с больным малышом.

Особенности работы с возрастной категорией до 2,5 года, в случае, если функция речи отсутствует:

  • Занятия в игровой форме.
  • Смена деятельности, помогающая ребенку лучше концентрироваться, меньше уставать, не терять интерес к занятиям.
  • Постоянный контроль, наблюдение, отслеживание результатов лечения.

Заболевания-которые-лечит-логопед-психолог

Особенности работы возрастной категорией 2-3 лет при нарушении функции речи:

  • Обучение правильному построению фраз.
  • Звукоподражательные игры.
  • Стихи и песни с подключением движений.
  • Развитие моторики.
к содержанию ^

В чем преимущества логопеда-психолога перед обычным логопедом

Ребенок, особенно имеющий речевые, психологические проблемы, требует особого подхода и отношения. Логопед, который обладает знаниями в своей сфере, не всегда может исправить нарушения психологического характера, которые стали причиной или следствием задержки речевого развития.

Логопед-психолог, имеющий больший массив знаний, занимается не только коррекцией патологий речи. Но и работой с речевой культурой, психологическими особенностями пациентов. Он помогает ребенку избавиться от страхов, фобий, комплексов, нормализовать психоэмоциональное состояние.

Логопед работает с ребенком как индивидуально, так и в группе. Но групповое лечение не позволит малышу раскрыться и довериться специалисту, особенно в случае наличия у пациента психологических проблем.

Логопед-психолог всегда составляет индивидуальную программу работы с каждым ребенком и его близкими. Учитываются многие факторы – характер и глубина проблем, возрастная категория, особенности психики и ее нарушений. Это позволяет добиться быстрых и значительных результатов.

Подробнее о профессии психолог-логопед-дефектолог в видео:

к содержанию ^

Как найти действительно хорошего логопеда-психолога

Логопед-психолог есть далеко не в каждой поликлинике. Обычно в медицинских учреждениях работает логопед, но есть и психолог. Если не хотите ходить к разным врачам, нужно найти клинику, где принимает врач со специализацией логопед-психолог.

Найти доктора можно при помощи интернета. Многие современные клиники имеют сайты, где выкладывается информация о штате врачей.

Как убедиться, что специалист действительно вам подходит:

  • Почитайте информацию о враче на специализированных форумах. Родители часто делятся информацией о специалистах, качество услуг которых их не устроило или наоборот приятно впечатлило.
  • Узнайте, какое образование получил врач, какой у него опыт работы, проходит ли он стажировку за рубежом и курсы повышения квалификации. Врачи, которые постоянно обновляют свои знания, используют современные, высокоэффективные методики лечения.
  • Запишитесь на консультацию и составьте мнение о специалисте самостоятельно. Посмотрите на реакцию ребенка во время общения с врачом и после приема. Оцените, насколько профессионально логопед-психолог ведет себя, как быстро нашел подход к малышу.

Окончательно установить, подходит ли вам врач или нет, можно после получения первых результатов лечения. Нужно оценивать, насколько быстро они появились, насколько существенны сдвиги в положительную сторону.

Оставьте первый комментарий
Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


семнадцать − 12 =